Госкорпорация «Роскосмос» в субботу, 4 декабря 2021 года, опубликовала новый выпуск журнала «Русский космос». Одна из главных тем посвящена предстоящему пилотируемому запуску с японскими туристами на борту.
Экипажи космического корабля «Союз МС-20» на Байконуре завершают подготовку к старту, намеченному на 8 декабря. Но перед тем, как отправиться на космодром, им предстояло пройти важный этап — экзаменационные комплексные тренировки в Центре подготовки космонавтов (ЦПК). Как справились с этим испытанием японские туристы, что им больше всего запомнилось из подготовки к полету и чем они планируют заняться на орбите — рассказывает Светлана Носенкова.
Круглые отличники
Экзаменационные комплексные тренировки волнительны не только для экипажей, но и для работников ЦПК — ведь они показывают качество проведенной подготовки. В эти ответственные дни в залах тренажеров корабля «Союз» и российского сегмента МКС царит оживление с восьми утра, а то и раньше. Ведь нужно подготовить тренажеры и пультовые, разложить экзаменационные билеты.
Двухдневный экзаменационный марафон в ЦПК всегда открывают дублеры в зале кораблей «Союз». И вот 15 ноября в 8.20 экипаж Александра Скворцова вышел из скафандровой и вытянул свой билет. Для стороннего наблюдателя могло оказаться сюрпризом, что перед комиссией предстали не два, а три члена экипажа. Ведь официально дублерами значатся командир корабля Александр Скворцов и участник космического полета Щун Огисо. Почему же к ним присоединился космонавт-испытатель Андрей Федяев? Все просто: это необходимо для обеспечения всех полетных операций на корабле во время экзамена.
«В данном случае ничего кардинально не изменилось. Просто в левом кресле дублирует наш космонавт, чтобы экипаж был полон. И все тренировки на корабле у нас проходили именно в таком составе. Для меня это тоже немножко внове, что у меня один бортинженер, но, считаю, в этом вопросе есть определенная целесообразность», — прокомментировал ситуацию Герой России, летчик-космонавт РФ Александр Скворцов. Любопытно, что, в отличие от основного экипажа, в состав которого входят два жителя «родины Солнца», как называют свою страну сами японцы, в дублирующем во время экзамена на корабле оказалось двое россиян. На вопрос, легко ли работать таким составом, Щун Огисо ответил: «Очень комфортно себя чувствую. Я доверяю своим товарищам по экипажу. И здорово работать вместе».
После короткого пресс-подхода на ступенях комплексного тренажера корабля «Союз» и традиционного пожелания «ни пуха, ни пера!» дублеры приступили к экзамену. Им предстояло выполнить все элементы полета на «Союзе» — начиная с посадки в корабль, выведения и проведения маневров на орбите до сближения и стыковки с МКС. Необходимо было также осуществить подготовительные операции для расстыковки с МКС, совершить спуск и посадку на Землю. На любом из этих этапов команду могла подстерегать нештатная ситуация, которая вводится согласно вытянутому билету. Но какая именно — сюрприз и для экипажа, и даже для экзаменационной комиссии.
В 8:40 уже начался экзамен у основного экипажа. Командир корабля Александр Мисуркин и его японские товарищи по экипажу Юсаку Маэзава и Йозо Хирано бодро прошли вдоль тренажеров российского сегмента МКС и доложили комиссии о готовности к экзамену. Право вытянуть билет предоставили «виновнику» предстоящего полета — японскому предпринимателю-миллиардеру Юсаку Маэзаве.
Перед тем как зайти в тренажер модуля «Звезда», основной экипаж «Союза МС-20» пообщался с журналистами. Представителей прессы интересовало, существуют ли какие-то талисманы или традиции для успешной сдачи экзамена. Господин Маэзава пояснил: «У нас была обширная подготовка к этому, в том числе и практическая. Поэтому все, что я беру с собой, это уверенность. Пожалуйста, будьте уверены в нас». Герой России, летчик-космонавт РФ Александр Мисуркин отметил: «Мы делаем космос доступнее для всех людей на Земле. И подготовка туристов становится все короче. Она очень интенсивная — уже не полгода, как раньше, а всего три-четыре месяца. Поэтому процесс сильно отличается от подготовки профессиональных космонавтов, которые в среднем к первому полету идут десять лет. Тем не менее наш экипаж в той части, в которой должен, готов к космическому полету. Мы надеемся, что сейчас сможем это продемонстрировать».
Во время экзамена участники космического полета должны были показать, как они умеют самостоятельно себя обслуживать: готовить себе еду, пользоваться ассенизационно-санитарным устройством, ориентироваться на станции и т. д. Были и другие задания, связанные с тем, что японские туристы будут делать на борту (например, они планируют уделять много времени видеосъемкам).
При возникновении нештатных ситуаций члены экипажа должны доложить командиру Александру Мисуркину, что произошло, и приступить к устранению неполадок. Помимо этого, во время экзамена отрабатывалась одна из возможных аварий. На этот раз в билете попался пожар в модуле российского сегмента МКС. Несмотря на сложность задачи, экипаж блестяще с ней справился.
На следующий день, 16 ноября, команды поменялись местами. Александр Мисуркин с коллегами отрабатывали полет на тренажере корабля, а дублеры Александр Скворцов и Щун Огисо, уже вдвоем, без Андрея Федяева, работали на станции. Оба экипажа показали себя с наилучшей стороны: и 15-го, и 16 ноября получили оценки 5.0. Это наивысший балл, который может поставить экзаменационная комиссия.
Важность мотивации
Командир отряда космонавтов Роскосмоса, Герой России, летчик-космонавт РФ Олег Кононенко: «Мне довелось неоднократно летать с представителями Японии. Я знаю, что жители этой страны очень трудолюбивые, настойчивые, мотивированные и высоко образованные люди. И экипаж корабля „Союз МС-20“ не исключение».
От краткой невесомости к реальной
Напомним: официальное представление участников космического полета состоялось в ЦПК 15 июня. Тогда же было объявлено, что подготовка японских туристов будет состоять из двух тренировочных сессий. Первая началась в июне и продлилась четыре недели. В это время они изучали системы корабля «Союз» и российского сегмента МКС. Вторая сессия наступила в сентябре и продлится вплоть до старта, который запланирован на 8 декабря.
Юсаку Маэзава отмечает, что было много сложных тренировок.
«Вращающееся кресло Кориолиса, центрифуга — это все физически очень тяжело. Но ни разу я не подумал, что с меня хватит. Когда я первый раз сел на вращающееся кресло, смог продержаться в нем всего несколько минут. А на последней проверке уже выдержал все положенные мне десять минут», — поделился своим достижением японский бизнесмен.
Зато от полета на невесомость на самолете-лаборатории Ил-76МДК у него остались самые положительные эмоции.
«Это было восхитительно! Если бы мне предложили сейчас еще полетать на нем, я бы согласился с большим удовольствием. И когда я думаю, что целых 12 дней смогу провести в невесомости, с трудом удерживаюсь на месте от восхищения в предвкушении. От всей души всем советую попробовать параболический полет», — порекомендовал господин Маэзава. Второй участник космического полета Йозо Хирано будет на МКС выступать в качестве оператора: «Хочется собрать полезную информацию для тех, кто пойдет по нашим стопам, так сказать, гражданских лиц, которые полетят в космос. Есть у нас еще одна большая цель: чтобы полет господина Маэзавы стал примером и воодушевил детей и юношество на дорогу в космос. И я в меру своих скромных сил хочу сделать все, чтобы эта цель осуществилась».
Помимо своей обширной просветительской программы, жители Японии заинтересованы и в научном насыщении экспедиции. В частности, они готовы проводить медицинский эксперимент с участием Александра Мисуркина, который посвящен изучению микрокапиллярного кровотока в невесомости. Всего на эту краткую экспедицию запланировано девять экспериментов в рамках российской научной программы по космической биологии и физиологии, исследованию Земли из космоса, физике космических лучей и отработке перспективных космических технологий.
Корабль с личным логотипом
Прибывшие 19 ноября на Байконур экипажи «Союза МС-20» продолжают готовиться к старту. Уже на следующий день космонавт и японские туристы начали «обживать» свой корабль, который должен доставить их на орбиту.
Экипажи проверили свои полетные скафандры «Сокол» на герметичность, убедились в работоспособности различных систем и отработали ряд операций в корабле в скафандрах, а также оценили зазоры до элементов конструкции и досягаемость органов управления. Для них очень важно было почувствовать себя в интерьере реального корабля, заполненного доставляемыми на станцию грузами.
Юсаку Маэзава был очень впечатлен кораблем, его размерами, устройством и внешним видом. Его также приятно удивило размещение личного логотипа «MZ» на ракете и корабле.
Что касается еще одной космической миссии — запланированного на 2023 год облета Луны, японский миллиардер отмечает, что нынешний полет на «Союзе» является важным этапом подготовки к следующему проекту: «На корабле Starship предполагается, что ты просто в него садишься и тебя везут. Самому делать особенно ничего не придется. А в нынешнем полете я сижу слева от командира корабля и выполняю важные действия. Это интереснее и внушает чувство основательности всего происходящего».
ТОП-5 интересных фактов о Юсаку Маэзаве
— Он большой поклонник творчества русских художников Казимира Малевича и Василия Кандинского.
— Несколько раз бывал в Большом театре, в том числе на балете «Лебединое озеро».
— Привез с собой консервированные японские блюда, часть которых предполагает взять на орбиту.
— Хочет сыграть на МКС в бадминтон с Александром Мисуркиным.
— На Байконур поддержать Маэзава-сан приедут его родители и дети.