В России предложили ввести обязательную к возврату сумму при кражах со счетов

В России предложили ввести обязательную к возврату сумму при кражах со счетов

Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

Центробанк (ЦБ) России предложил ввести обязательную денежную сумму, которую банки должны возвращать клиентам, ставшим жертвами мошенников. Об этом сообщает РБК со ссылкой на материалы регулятора.

По данным издания, изменения планируется внести в 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Соответствующие материалы были разосланы участникам банковского рынка от имени директора департамента информационной безопасности ЦБ Вадима Уварова.

Их подлинность подтвердили три источника издания на финансовом рынке, а о получении материалов сообщили представители Росбанка и Альфа-банка. Кроме того, о разработке поправок 2 декабря рассказывал сам Уваров на международном форуме по борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий AntiFraud Russia.

Основными предпосылками для внесения изменений в закон являются: наблюдаемая картина по доле возврата денежных средств клиентам, необходимость существенной модернизации механизма противодействия хищению денежных средств и возврата списанных со счетов клиентов денежных средств

В России предложили ввести обязательную к возврату сумму при кражах со счетов

Вадим Уваровглава департамента информационной безопасности Центробанка

Кражи

По данным регулятора, за третий квартал 2021 года мошенники украли со счетов банковских клиентов путем несанкционированных денежных переводов 3,2 миллиарда рублей, при этом банки вернули клиентам только 7,7 процента похищенных средств, то есть меньше 250 миллионов рублей.

Сейчас наиболее широко распространено мошенничество, когда граждане добровольно передают злоумышленникам номера платежных карт, коды или пароли, которые используются ими для кражи средств с помощью методов социальной инженерии. В регуляторе отмечают, что это «является одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платежным сервисам и, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом».

Поможет ли нововведение?

Как рассказал представитель Центробанка, регулятор провел первый раунд консультаций с участниками рынка и получил большое количество предложений и уточняющих вопросов. Теперь по итогам обсуждения готовится новая редакция законопроекта, которой предстоит пройти еще один раунд обсуждений. Поэтому говорить о конкретных мерах и решениях пока рано. В ЦБ намерены максимально учесть мнение участников рынка.

Опрошенные изданием эксперты указывают на то, что инициатива может быть полезна лишь в части установления суммы возврата. Вместе с тем некоторые недобросовестные клиенты могут получить возможность оспаривать совершенные ранее операции и требовать возмещения.

Также собеседники издания обращают внимание на то, что банки не обязаны возмещать средства, если доверчивый клиент поверил мошенникам и выполнил их указания, а злоумышленники быстро выводят со счетов похищенные средства, прежде чем жертва примет какие-то меры по их возврату.

Автоматизированные атаки

Недавно стало известно, что в России выросло число автоматических атак на банковских клиентов, финансовые организации отмечают всплеск роботизированных звонков, их доля доходит до 90 процентов. Этот вид мошенничества обходится злоумышленникам дешевле и позволяет вводить жертв в заблуждение, поскольку в банковской сфере все чаще используются голосовые помощники.

Такой автообзвон появился около полугода назад. Для организации роботизированных атак записывается необходимая последовательность фраз, после чего следует обращение к жертвам. Предполагается, что человек общается непосредственно с роботом и получает от него указания, например, ввести код из СМС.

Логика мошенников

Начальник отдела по противодействию мошенничеству компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов рассказал, что мошенники, планируя кражу средств, руководствуются множеством факторов, из которых можно выделить два основных пункта. Первый из них — это исходная информация о потенциальной жертве. Также злоумышленникам важно выбрать правильное время для общения с потенциальной жертвой — чаще всего они предпринимают атаки на клиентов банков в пятницу и выходные дни.

Если звонок от банка покажется сомнительным, Сизов советует немедленно прекратить разговор — сразу же после просьбы сообщить какую-либо личную информацию. Кроме того, после срыва атаки нужно позвонить в банк по номеру, который указан на тыльной стороне карты, и узнать, все ли в порядке со счетом.

Источник: lenta.ru